1938-1945
1938 год
Школа стала средней. Её первый директор – Колесников Максим Иванович. Недолго пришлось работать Максиму Ивановичу в должности директора школы. Началась Великая Отечественная война… |
В период оккупации школа не работала. Когда фашисты ушли из села, занятия возобновились. Учебный год начался в феврале 1943 года. Каникулы были только один месяц – июль.
Некоторым из ребят не суждено было вернуться с фронта. Они погибли, защищая Родину. Среди них:
Головин Владимир,
Коновалов Василий,
Светличный Василий («великан», носил 45 размер ботинок, родители в послевоенные годы проживали в Армавире),
Ложечкин Леонид – командир танка (отец в послевоенные годы проживал в Нальчике).
Из воспоминаний очевидцев (1990-е годы)
(Антонников Николай Семенович)
«Я стал учеником в годы Великой Отечественной войны – 1944 г. Немцы во время оккупации разорили школу. Это были голодные годы. У истощённых детей не было сил высидеть все уроки. Всё меньше и меньше учеников стали посещать школу. Но учителя в подвальном помещении стали для учеников варить кашу. Дома есть нечего… И учебный процесс пошёл: на большой перемене приносили горячий завтрак в каждый класс. По выходным дома не сидели – собирали для еды в лесу желуди, ягоды. Несмотря на трудности, в школе каждую субботу организовывали вечера. Учитель хореографии разучивал с нами танцевальные движения. И танцы были допоздна! А зимы в те времена были холодными и снежными. На уроках физкультуры учились ходить на лыжах. Наш 10а класс (выпуск 1954 г.) все очень любили. Мы были живыми, весёлыми, да и в спорте за нами не угнаться! Каплунов Виктор, Карнаухов Михаил и я, Антонников Николай, входили в юношескую районную футбольную команду. Играли с ребятами Воронцовской, Солдато-Александровской школами, ходили в походы, устраивали театральные представления. Особенно запомнилась пьеса А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Очень мы любили своего классного руководителя Каплунову…. Её сын был моим хорошим другом. Удивлял нас своими познаниями старый учитель немецкого языка Голубенко М.В. (ему было около 80 лет!). Он знал 6 языков! Трудное было время, но очень интересное».
(Трунова Мария Семёновна)
В первый класс я пошла в 1927 году. Тогда были такие отметки: «0», «+», «-», а уже позже «уд.», «хор.», «прим.». Здание школы находилось в начале улицы Комсомольской, с левой стороны, и сохранилось до сих пор. Это был дом бывшего кулака Белова. В 40-50е годы в данном здании размещалась сельская больница.
ДОМ КУЛАКА БЕЛОВА
Хорошо помню первых моих учителей: Воротынцева Николая Дмитриевича, Воротынцеву Нину Алексеевну, которые жили при школе. Запомнились такие преподаватели: Головин Аркадий Валентинович, Головина Тамара Дмитриевна, … Мария Семёновна, Усачёва И.К., Усачёва Л.К.
После окончания первого класса я перешла учиться в «красную» школу, которая находилась недалеко от Храма Святого Николая Чудотворца.
В школе учились в две смены. После четырёх лет обучения я перешла в среднюю школу, которая находилась в центре села. Здесь изучали следующие дисциплины: русский язык, немецкий язык, арифметику, чтение. В школе была своя библиотека, каждый ученик был обеспечен учебниками.
Нас воспитывали убеждёнными атеистами. Я очень хорошо помню один случай. Возле средней школы находилась деревянная церковь. Её разрушили, и жители села растащили все стройматериалы. Когда я проходила мимо, то на дороге нашла искусственный цветок, выпавший из иконы. Увидев его у меня, учителя выразили большое недовольство и велели отнести обратно.
(Мулин Иван Герасимович)
В 1934 году я пошёл в школу. В это время школ в селе было много, как и колхозов. Я учился в «красной» школе. Моими учителями были Пересада Мария Петровна, Головина Тамара Дмитриевна, Колесников Максим Иванович.
Недалеко от нынешнего ДК была ещё одна школа. Но в один из дождливых годов вода вышла из берегов реки Кумы и затопила здание.
После окончания четвёртого класса учился в средней школе, расположенной напротив здания сельской администрации (в 90е годы в этом здании размещался магазин «Лава», в начале первого десятилетия XXIвека строение сгорело.)
После сам был преподавателем по машиноведению. 5 лет работал на комбайне с учениками.
ФОТОРГАФИЯ УЧИТЕЛЕЙ ДОВОЕННЫХ ЛЕТ (1941 год)
На фотографии слева направо изображены:
1-й ряд:
1. М.Г. Чепцова – учитель биологии
2. Л.М. Аксельрод – учитель немецкого языка
3. М.И. Колесников – директор, учитель географии
4. А.И. Головин – заместитель директора, учитель географии
5. М…. Коблякова – секретарь
6. В.А. Тупиченко – учитель русского языка и литературы
2-й ряд:
1. Д.М. Мирошкин – военрук
2. 2. К.М. Кобляков – учитель русского языка и литературы
3. М.В. Поток - учитель математики
4. ….. Хмелевский – учитель математики и физики
5. ….. .Фурманов – учитель истории
6. ….. Лапа – учитель химии и физики
7. Ребека Семеновна … - учитель русского языка
8. …… Мирошкина – пионервожатая
Меню
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные меры социальной поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Количество вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подго
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Личный кабинет учителя
- Опросы
- Защита прав несовершеннолетних
- Прием в первый и десятый классы 2023 год
- Нормативные документы
- История школы
- Государственная итоговая аттестация
- Всероссийские (региональные) проверочные работы
- Независимая оценка качества образования
- Школьный спортивный клуб
- Антикоррупционные мероприятия
- Социально-психологическая служба
- Уполномоченный по правам ребенка
- Здоровое питание
- Родителям
- Профсоюз
- Фотоальбомы
- Информационно-образовательные ресурсы
- Воспитательная работа
- Точка Роста
- Навигатор
- Культурный норматив школьника
- ГТО
- Лето
- Экстренные службы
- ОДНК НР
- ОРКСЭ
- Управляющий совет
- Олимпиады
- Безопасность
- Дистанционное обучение
- Коронавирус
- ПРОФМИНИМУМ
- Функциональная грамотность